DAF Trucks NV – нидерландская компания, специализирующаяся в основном на производстве грузовых автомобилей и на данный момент является подразделением корпорации PACCAR. DAF основана в 1928 году братьями Биллем Антонием Винсентом ван До-орне и Хубертом Йозефом (также известны как ХубиВим). Изначально это была небольшая механическая мастерская, которая находилась в одном из помещений на территории бывшего пивного завода (г. Эйндховен). Там и началась сборка металлических и деревянных шкафов, лестниц, окон, а затем – конных, тракторных и даже автомобильных прицепов.
В 1932 году предприятие получило название «Фабрика прицепов братьев ван Дорне» (сокращенно DAF). А уже через два года (1934) - расширила сферу деятельности и стала специализироваться на автомобильных прицепах с 4-мя задними колесами.
Начиная с 1936 года, компания DAF выпустила свой первый автомобиль – армейскую амфибию под названием МС139. Модель характеризовалась симметричными формами передней и задней части, и центральным расположением двигателей.
Свой первый проект грузовых автомобилей компания стала разрабатывать еще вначале 1940 года, и уже к 1948 DAF начала поставку двух бескапотных машин DT5 и DT10. Для сохранения приемлемой длины колесной базы, кабину с лобовым стеклом из четырех секций расположили прямо над двигателем. Грузоподъемность грузовиков составляла 5 и 10 тонн.
После окончания Первой мировой войны в стране ощущалась острая нехватка грузовых автомобилей, что стало для компании DAF настоящим клондайком. В 1949 году фирма начала выпускать более простые и «точные» модели грузовиков с маленькой кабиной над двигателем производства фирмы Reset. Первый автомобиль назывался DAF A30.
Вскоре были разработаны уже четыре базовые модели грузовых машин с грузоподъемностью от 3 до 6 тон. Тогда же было решено использовать американские четырех и шести цилиндровые бензиновые и дизельные двигатели под названием Hercules (Геркулес). Рабочий объем составлял 4-4,9 л мощностью в 83-102 л.с. В состав сборки также входили английские дизели Perkins (Перкинс), мощность которых колебалась от 70 до 83 л.с.
В зависимости от вида мотора грузовые автомобили условно обозначались АЗ0, А40, А50, А60, D50 и D60. Основу конструкции составляли:
В 1950 году компания начала изготавливать небольшие партии грузовиков и пикапов весом в 1 тонну (модели А10, А107 и А117):
Серия обрела невероятный успех в Голландии и многих соседних странах. В 1949 году объем выпуска составлял 150 единиц продукции в год, а в 1954 увеличился до 3100.
Освоение специальных и автобусных шасси позволило компании существенно реорганизовать производственные площади предприятия.
1955 год – разработка новых усовершенствованных серий 1100, 1300 и 1500, грузоподъемностью 5, 6 - 7 т и массой в 8,4-11.
С 1956 года фирма DAF выпустила свой первый лицензионный дизельный мотор DAF Leyland, отказавшись, таким образом, от импорта двигателей других производителей.
1957 год – компания DAF разработала собственную серию капотных грузовых автомобилей (модели А12 и А15), постепенно развиваясь, и уже к 1970 году стали появляться новые выпуски А13, А16 и А18, со встроенными двигателями Перкинс, Лейланд и Геркулес. Грузоподъемность составляла от 4,4 – 7 т.
Считается, что именно тогда выработался и навсегда утвердился фирменный элемент оформления грузовых автомобилей DAF – округлые боковины капота и небольшая навеска над облицовкой радиатора. В таком же решении стали изготавливаться и последующие модели под названием А2000 и А3000, грузоподъемная мощность которых составляла от 8 до 11 т и годилась для дальних перевозок.
В 1961 году была разработана первая удлиненная кабина с небольшим спальным местом в серии моделей 2200, 2300, 2400, 3200, которые изготавливались вплоть до 1967 года. Вначале использовался двигатель собственной разработки DD575 (мощность 120 л.с.), а через год - DS575. В 1960 году компания DAF начала использовать новый двигатель DO680 для модели А2400.
Вскоре компания DAF стала выпускать полноприводные армейские автомобили с бензиновыми американскими моторами Геркулес. Такая стратегия сыграла большое значение в успешном становлении и развитии DAF. Данная разработка включала несколько моделей: легкий джип (YA054), тактический грузовик весом в 1 тонну (DAF YA126) и трехтонный вездеход YA328, который в то время считался одной из самых удачных военных разработок. Оригинальности ему предавала бортовая трансмиссия с червячными передачами, клиновидная кабина и торсионная подвеска. Комплектация данного вездехода также послужила основой базы для изготовления новых бронетранспортеров и пожарных машин.
В 1958 году фирма стала автомобильной и была переименована на Van Doorne's Automobile Fabriek. В тоже время она создала новую уникальную модель легкового автомобиля DAF-600. Она отличалась от предыдущих версий двухцилиндровым оппозитным двигателем с воздушным охлаждением. Также DAF-600 обладал клиноременной автоматической трансмиссией под названием Variomatic (Вариоматик).
Но компания не останавливалась на достигнутом, и в последующие годы совершенствовала свои прежние разработки, выпустив еще несколько новых моделей, которые были представлены как легкие фургоны и пикапы.
В 1967 году началось производство мини-грузовика Pony, весом около 1,6 т. Изготавливался на основе двухцилиндрового двигателя и обладал автоматической трансмиссией Variomatic. Pony был способен перевозить грузы весом до 750 кг и развивал скорость до 70 км/ч. Выпускался всего три года.
К 1960 году основу практически всех разработок составляли бескапотные грузовые модели с оригинальным покрытием радиатора в виде неправильного восьмиугольника. Изготавливались в течение десяти лет (серии А1300, А1500, А1600, А1800 и А1900) с собственными дизельными или бензиновыми двигателями, и шести ступенчатой автоматической коробкой передач.
В 1962 году Van Doorne's Automobile Fabriek выпустила совершенно новую бескапотную модель серии А2600 весом 16–19 т. Автомобиль обладал более комфортной и вместительной кабиной, а также оригинальным передним покрытием с четырьмя фарами, что на то время считалось очень модным. Уже через год появилась серия А2300 весом 15, 4 т. И если предыдущая модель обладала дизелем DP680, то А2300 изготавливалась уже с двигателем D0680. Разработанные конструкции включали:
Такая сборка делала модели уникальными, и уже тогда они считались наиболее совершенными и безопасными. Кроме того, они принесли компании всемирную известность, признание и огромный доход.
В 1968 году DAF приобрела лицензию на дизель марки Лейланд, который в дальнейшем стал базой самого известного двигателя компании - DK1160. Рабочий объем, который ранее составлял 11100 см 3, резко возрос до 11627 см3, а его мощность колебалась от 165 до 230 л.с.
В начале 1970 года DAF создал абсолютно одинаковую серию грузовых автомобилей. В основу комплектации входили несколько типов кабин, а основная сборка состояла из стандартизированных деталей. Внешне модели практически ничем не отличались, но обладали совершенно разными техническими параметрами. Многие из разработок существуют и до сих пор: FA (грузовой автомобиль с бортовой платформой), FT – вместительный седельный тягач, а также FAT (6x4), FAG (6x2), FAD (8x4) и FAZ.
В 1971 году в связи с нарастанием экономических проблем DAF вступает в «Клуб четырех», куда уже входили фирмы Magirus-Deutz (Магирус-Дойц), SAVIEM (САВИЭМ) и Volvo (Вольво). В результате, были предоставлены совершенно новые модели F900 и F1100, которые успешно заменили своих «легких предшественников» F1200 и F1400. Автомобили серии F500 F700 комплектовались дизелем Percins, а остальные – изготавливались с использованием собственного двигателя DD575. Кабины для каждой модели были совместно разработаны членами «Клуба четырех» и по заказу они все были оснащены автоматической коробкой передач.
В начале ноября 1971 года компания DAF подписала договор с корпорацией International Harvester и уже в 1973 появляется первый строительный самосвал NAT2505, которому на смену в 1979 году пришла модель под названием NAT2800.
С 1973 года компания также начала выпуск более тяжелых моделей грузовиков с довольно специфической кабиной F241. Она преимущественно выделялась широкой решеткой радиатора из пластмассы черного цвета и четырьмя округлыми фарами.
В 1973 году компания DAF решила повысить мощность дизеля DKS1160 путем внедрения функциональной системы охлаждения. Для усовершенствования комплектации самый тяжелый армейский тягач FTT3500 использовал американский двигатель Cummins (Камминс) с мощностью в 475 л.с.
В 1978 – 1979 годах появляются уже новые разработки F1300 и F1500 массой в 12 – 14 т. При сборке использовался дизель DF615, мощностью в 115 л.с. и пятиступенчатая синхронизированная коробка скоростей. Основу комплектации составляла кабина серии F218. Внешне она отличалась спецификой покрытия радиатора, прямоугольными фарами и немного приподнятой крышей (50 мм). Устанавливались новые двигатели серии DU825 и DK1160, а также автоматические коробки передач (число ступеней – 6–9). В этом же году на магистральных тягачах серии FAT2800 компания стала применять новый двигатель марки DKSE1160 с промежуточной системой охлаждения. Модель обладала наилучшими на то время скоростными возможностями и минимальными расходами топлива. Система VISAR позволяла постоянно информировать водителя о количестве расходуемого топлива.
В 1976 году вышла новая серия грузовиков от компании DAF - F2300, весом в 16 т., двигателем мощностью 156 л.с. и кабиной F241 с одним спальным местом. Также допускались и другие варианты двигателей DHR825 и DHU825 с турбонаддувом и промежуточными системами охлаждения. Диаметр колесной базы составлял 2850-3650 мм. Через год в качестве дополнения вышла новая серия F2100 с универсально кабиной F220, которая обладала механизмом опрокидывания.
70-е годы для компании DAF можно считать наиболее успешными в плане изготовления и выпуска оригинальных конструкций. В 1978 году DAF представила модель FM2000, разработанную специально для перевозок стройматериалов, а совместно с электротехнической корпорацией Philips (Филипс), был изготовлен мощный четырехцилиндровый двигатель системы Sterling (200 л.с.). Тогда же компания занялась разработкой тягачей для контейнерных терминалов и впоследствии прекратила поставку собственных прицепов.
Но обострение энергетического кризиса заставило DAF продать отдел по изготовлению легких автомобилей шведской компании Volvo, а самой сконцентрироваться на разработке и усовершенствовании грузовиков. Такой стратегический ход позволил значительно увеличить объемы производства, которые в 1979 году составляли около 15 000 грузовых автомобилей и 1000 автобусов в год. А в 1980 году компания DAF отпраздновала выпуск своего 200-тысячного автомобиля. Этот период можно считать переломным моментом в истории DAF – старые модели модернизировались, выпускались новые и наиболее востребованные конструкции, а под пристальным взором руководства DAF трудилось более чем 9000 человек.
В 1981 году все кабины автомобилей были оснащены усиленной системой звукоизоляции, которая понижала уровень внутренних шумов на 4-5 дБ.
Основательной поддержкой репутации компании послужило участие в гонках 1984 года автомобиля FAV 3300DKX2, прозванного «Чудовищем». Это была отличная разработка с двумя двигателями и двумя кабинами, которые размещались спереди и сзади конструкции. «Чудовище» весило 13 т и развивало скорость до 160 км/ч. Чуть позже данная модель появилась в упрощенной версии с одной кабиной.
В 1985 году компания внедрила второе поколение систем промежуточного охлаждения Advanced Turbo Interceding, сокращенно ATI. Такое решение позволило значительно повысить мощность, сократить расход топлива и снизить уровень содержания токсичных частиц в отработавших газах.
Тем не менее, DAF не останавливалась на достигнутом, и уже с 1986 года на всех новых моделях серий F1700 и F1900 появляються модернизированные кабины с упрощенной версией облицовки, что впоследствии стало приоритетным направлением в изготовлении всех последующих конструкций. Усиленная система звукоизоляции принесла DAF всемирное признание, как первой в Европе фирме, которая снизила уровень внутренних шумов до 79 дБ.
В середине 80-х годов компания начала выпуск новой модельной серии F3600 с дизелем марки DKZ 1160ATi (373 л.с.). Также был создан ряд уникальных полноприводных грузовиков специально для участия в ежегодном марафоне Ралли Париж-Дакар. Автомобиль весил около 11,5 т и развивал скорость до 165 км/ч.
В 1986 году был создан грузовой автомобиль FAV 3600DKX2 Turbo Twin с двумя полномерными двигателями с мощностью 495 л.с. каждый и развивали скорость до 200 км/ч.
Во второй половине 80-х годов DAF значительно расширила производственную базу за счет подписания выгодного контракта о покупке крупнейшего на то время британского изготовителя грузовиков, а по совместительству еще и бывшего компаньона DAF – корпорации Лейланд. Несколько месяцев спустя, компания также стала обладателем небольшой бирмингемской фирмы Freight Rover (Фрейт Ровер).
Уже в декабре 1986 года новая британская филия выпустила серию развозных специальных фургонов V400, массой 2,8-3,5 т, которые являлись непосредственно копией предыдущих английских разработок. А через три с лишним года появилась модель V200 в более легком варианте исполнения, массой в 2,5 т дизелем марки Вижинс.
В середине 1987 года на главной производственной базе в Эйндховене осуществлен выпуск новой тяжелой серии 95 с кабиной марки F249, которая была разработана совместно с крупной испанской фирмой ENASA-Pegaso (ЭНА-СА-Пегасо). Вначале автомобиль изготавливался с двигателями предыдущих серий 1160, мощностью в 306, 352 и 383 л.с., а чуть позже стали использовать новый двигатель в 597 л.с. и 14-литровый дизель Камминс. Вдобавок модели стали комплектоваться кабинами повышенного комфорта.
В 1992 году на рынке появились уникальные серии 65, 75 и 85, массой 18-34 т с мощными дизелями (181-401л.с.), пневматической подвеской и многоступенчатыми коробками переключения.
В 1994 году вышла сенсационная модель автомобиля серии FT95 с универсальной кабиной Super Space Cab (Супер Спейс Кэб). Внутренний объем составлял 10 м3, а ширина спального места - 810 мм.
Вскоре после этого завод – изготовитель в Тэйме выпустил совершенно новую сборку моделей 45 и 55 с дизелями Камминс.
Кабины серии FT95 стали комплектоваться более удобным способом. Преимущественно выделялись высокие двери с дополнительными боковыми ступенями и новое покрытие радиатора. Машины также обладали универсальной системой переключения передач Servoshift (Сервошифт) и дизелями Камминс, мощностью в 381-530 л.с. А в сентябре 2000 года была создана специально для тяжелых модельных серий кабина CF с повышенной вместительностью.
Но, несмотря на явные достижения, положение дел в компании ухудшалось, а вначале 1993 года британская филия Лейланд распалась, так как англичане возобновили сборку своих собственных грузовиков. Вскоре предприятие в Бирмингеме превратилось в самостоятельно-развивающеюся фирму под названием LDV (ЛДВ).
В 1996 году американская машиностроительная компания Paccar (Паккар) выкупила все акции DAF и стала ее полноправным владельцем. Но в 2000 году британский завод в Тэйме был переименован в DAF.
С 2001 года возобновился выпуск новой серии легких автомобилей "LF". Компания DAF по прежнему считается одной из самых крупнейших производительных корпораций в мире, выпуская около 25 000 единиц в год.
Особенности конструкции:
На данный момент все грузовые автомобили DAF обладают двигателем Cummins FR, Paccar MX, PR и GR. КПП устанавливается на марке ZF.
В 2011 году компания открыла свое дочерние предприятие в Москве под названием DAF Trucks RUS.
Современные разработки:
Не так давно была создана версия DAF LF 45 hybrid. За данными исследований, такие машины обладают высоким уровнем экономичности. Хотя, несмотря на большие транспортные возможности, часто возникают определенные трудности с мощностью двигателей. Это оказывает большое влияние при больших углах подъема и перепаде высот